[inv_dropcap]Н[/inv_dropcap]ачало этой истории было положено еще осенью 1991 года, когда в Тушино состоялся фестиваль “Монстры Рока”.
Для людей, поживших еще при «советах» и хорошо знающих ситуацию с западной рок музыкой в стране, это событие стало, конечно, революционно-знаковым. После долгих лет запретов собственными глазами увидеть и послушать ведущих монстров мировой рок-индустрии – казалось чем-то нереальным. Но, тем не менее, я, Соколов Андрей оказался на этом супер-многолюдном зрелище. В течение дня на сцене друг друга сменяли разные коллективы, один круче другого: Pantera, Black Crowes, Metallica. И вот после Metallica, когда уже стемнело, по нарастающему гулу толпы стало понятно, что пришло время главных супер-звезд. И так AC/DC!
С первых же нот композиции Thunderstruck, народ встал «на уши»! Шикарный, МОЩНЫЙ и, вместе с тем, прозрачный звук, сумасшедшая энергетика и драйв музыкантов – все это потрясло и очень глубоко врезалось в мою память.
Но время неумолимо. Эйфория от этого концерта постепенно прошла. Страна почти на 10 лет погрузилась в период «лихих времен». Очень многим, в том числе и мне, стало не до музыки. На российской эстраде воцарилась попса и фанера. Но к счастью, в конце 90-х ситуация понемногу стала меняться. Оживилась и стала расти та прослойка общества, которая всегда предпочитала живые выступления и хотела слушать их в качественном исполнении, особенно музыку своих зарубежных кумиров. Начали открываться музыкальные клубы, во многих из которых уже стояло профессиональное звуковое оборудование, позволяющее достичь довольно приличного концертного саунда.
К сожалению, наши любимые артисты не так часто посещают Россию (взять тех же AC/DC), а многих легендарных коллективов и вовсе уже не существует. И может быть именно поэтому, в России появилась и стала развиваться трибьют-культура.
Трибьют (англ. tribute) дословно: дань уважения, коллективный дар.
Не стоит путать трибьют-группы с кавер-группами! Последние массово выступают в различных заведениях, исполняя разные песни разных исполнителей, зачастую с весьма усредненным качеством.
Трибьют-группа – это абсолютно другой уровень.
В мире давно существует множество трибьют-групп, посвященных классикам рока. К примеру у Pink Floyd есть 7-8 трибьютов в Германии, Австралии, Америке, Дании. Венгерский трибьют Kiss существует уже 15 лет. Злые языки говорят, что у трибьюта ZZ Top концертов даже больше, чем у самих ZZ Top. Великолепен также аргентинский трибьют группы Queen.
Так в чем же причина такого успеха трибьют коллективов?
Я считаю, что лучше всех на этот вопрос ответил легендарный барабанщик Крис Слейд в интервью журналу Classic Rock сразу после своего первого концерта с группой Easy Dizzy в феврале 2011года:
Крис Слейд: Дело в том, что, с одной стороны, люди хотят слушать живое исполнение музыки, которую любят. И не важно – любит ли человек, скажем, Led Zeppelin лет по 40, как мы с тобой, или услышал эту музыку и очумел только позавчера – кайфа от «живого» исполнения никакая запись заменить не сможет. А с другой стороны, музыканты, объединяющиеся в трибьют-группы, просто искренне хотят играть музыку своих кумиров, тех, кто оказал на их вкусы и развитие наибольшее влияние. Это же рок-н-ролл!!! Что может быть плохого в том, что люди любят слушать и играть рок-н-ролл?
Classic Rock: Но некоторые снобы говорят, что, дескать, эти отбросы эксплуатируют ЧУЖОЙ талант и ЧУЖОЙ образ, что они никчемны и не способны создать ничего СВОЕГО.
Крис Слейд: Полнейшая чушь! Я играю в нескольких трибьют-проектах, и кто посмеет сказать, что я не способен создать ничего своего?! Меня совершенно не волнует, что есть гундосы, которым не нравится, что «кто-то эксплуатирует ЧУЖОЙ образ» – парни просто играют музыку, которую любят, для тех, кто, как и они, любят эту музыку. Это требует упорства, таланта, виртуозности, способности импровизировать. Да, музыканты играют за деньги. А что тут такого? Все работают за деньги, разве нет? Но это, черт возьми, гораздо честнее – играть за деньги ту музыку, которую любишь, чем играть за деньги то, что ненавидишь или презираешь – какое-нибудь унылое дерьмо, навязанное «требованиями сегодняшнего рынка». Люди в массе своей не идиоты – их не обманешь. Если трибьют-группа плоха, значит это никакой не трибьют, и на следующий их концерт никто не придёт. Ведь нет более придирчивых экспертов, чем рок-фанаты. Если ты делаешь свою работу хорошо – ты доволен собой, и все вокруг счастливы. Мы ловим кайф от музыки, от обмена энергией со зрителями – это же, черт возьми, ВЫСОКОВОЛЬТНЫЙ РОК-Н-РОЛЛ!!! А кому не нравится – тот не ходит. В этом и есть свобода выбора!
Вернемся к истории Easy Dizzy.
Спустя 16 лет после Тушинского фестиваля мне в руки попалась видеокассета с фильмом «Monsters of Rock in Moscow», снятым Warner Brothers. Просматривая ее, я снова испытал те же эмоции, которые переполняли меня тогда в 91-ом, во время выступления AC/DC. И может быть в этот момент и зародилась идея создания российской трибьют-группы (название которой родилось гораздо позже). Обстановка на тот момент располагала к решительным действиям – была репетиционная база и куча друзей и знакомых музыкантов. Я начал изучать концертные записи и понял, что для начала мне нужен безбашенный соло-гитарист и совершенно чумовой вокалист!! Если гитариста, еще как-то, хоть и с трудом, можно было найти, то вокалиста, владеющего техникой Брайана Джонсона, да еще с похожим тембром найти было просто нереально!! Поскольку все известные и неизвестные вокалисты отказались, пришлось учиться самому.
Почему именно Джонсон? Тут дело в физиологии. Бон Скотт от природы обладал довольно высоким голосом (тенор), он пел, почти не применяя никаких приемов, и все песни в то время сочинялись в удобных для него тональностях.
У Брайана голос ниже (баритон), в прочем, как и у меня. В AC/DC ему пришлось использовать микст и фальцет, искусственно добавляя характерную «хрипотцу» (расщепление). Поэтому с 1980 г. общий саунд AC/DC изменился.
Правда обо всем этом я узнал позже, наивно полагая что у Брайана такой скрипучий голос от природы.
Честно говоря, если бы можно было отмотать время назад, я б еще 20 раз подумал, прежде чем сделать такой выбор. Без сомнений голос – один из самых сложных инструментов, особенно когда дело касается каких-то хитрых техник.
Частные уроки я конечно брал, но кроме постановки дыхания и некоторых элементарных основ, особо ничего оттуда не вынес. Что 6 лет назад, что сейчас мне кажется, что рок-вокалу у нас в стране никто толком не учит не говоря уже о всяких микстах, «опертых» фальцетах, расщеплениях и т.п.
В общем пришлось идти своим путем проб и ошибок, Слава Богу фатальных ошибок, таких как узлы на связках или потеря голоса, удалось избежать. Очень помогли издания с аудио-приложениями школ известных иностранных педагогов по вокалу, особенно школа Сэтта Риггса.
Параллельно занятиям вокалом я стал искать музыкантов-энтузиастов, так как заработков в обозримом будущем, а может быть и вообще, не ожидалось. Задача осложнялась еще тем, что нужны были люди, которые составили бы единый организм, заряженный одной идеей, и любили ту музыку, которую они играют. Слушатель ведь все чувствует, его не обманешь, а людей, которых слушают AC/DC – тем более.
Исполнительский уровень коллектива тоже должен быть весьма высоким, ведь материал AC/DC при кажущейся простоте, не так прост в исполнении. Помимо всего прочего музыканты должны обладать еще и хорошими артистическими данными и иметь некоторую визуальную схожесть с прототипами – этакий музыкальный театр.
Трибьют-группам весьма сложно существовать и быть востребованными, потому что их всегда будут сравнивать с оригиналом и критиковать даже за малейшую неточность в исполнении.
От этих проблем и задач пухла голова, но «каша уже заварилась».
Первыми на призыв откликнулись Чумаков Саша и Голицын Игорь. Саша (лидер – гит.) по причине плотной занятости у Алексея Глызина , долго в коллективе не задержался ,но именно он дал понять ,что русские парни то же могут круто играть рок-н-ролл.
Игорь (играл в то время в Шао-Бао) по началу долго присматривался. Позже, когда мои «дикие вопли» постепенно стали трансформироваться во что -то похожее на правду , его наконец зацепило.
И так группа «первого созыва» (название Easy Dizzy пришло позже) собралась и начала репетировать на репетиционной базе SOUNDMARK в конце 2006 – начале 2007 г.
Первый состав:
Соколов Андрей – лидер вокал. Чумаков Александр – лидер гитара. Голицын Игорь – бас гитара (бэк вок.) Байдин Николай – ритм гитара (бэк вок.) Головенков Павел – барабаны.
За основу взяли концерт AC/DC в 17.08.1991г. Решено было не заниматься дешевой клоунадой и не копировать в точности поведение центровых фигур – Ангуса и Брайана, а сосредоточиться на схожести саунда и качестве исполнения. Очень важно было самим прочувствовать бешенную энергетику AC/DC и передать ее публике.
Мы с огромным удовольствием погрузились в этот процесс. Целыми днями пропадали на репетициях и радовались как дети, когда что-то начало получаться. 27 мая 2007 г. группа сыграла свой первый сольный концерт на открытой площадке ТЦ «Горбушкин Двор». Приятно удивило количество пришедших на выступление людей и их теплый прием. Концерт удался и стал первым заявлением о группе и ее первым успехом. Но радость была не долгой, вслед за ней начался долгий период редких концертов, разочарований и частых смен музыкантов. Ситуация осложнялась еще и тем, что количество рок-клубов , которые могут похвастаться хорошей аппаратурой, способной воспроизвести звук хотя бы примерно напоминающий саунд AC/DC , весьма невелико даже в столице.
В сентябре 2007 г. к группе присоединился новый лидер гитарист – Максим Ширшаков и прочно вошел в существующий до сих пор костяк EASY DIZZY – Соколов – Голицын – Ширшаков. Собственно этот костяк и вывел группу на ее нынешний уровень.
30 апреля 2008 г. правообладатель материала AC/DC Российское отделение SONY MUSIC PUBLISHING предоставило гр. EASY DIZZY официальное разрешение на использование произведений AC/DC. Это событие стало знаковым и открыло перед группой большие перспективы на будущее.
Постепенно ситуация с концертами стала радовать. Группа начала активно ездить на гастроли по России и ближнему зарубежью. Нас стали приглашать на крупные фестивали. Стали доступны хорошие площадки и клубы, которые по звуку уже более-менее позволяли приблизиться к саунду AC/DC. Ведь для нас всегда было и будет очень важным то, как мы играем, как мы звучим, и как выглядим на сцене.
«Правильная» трибьют – группа должна стремиться к тому,что бы слушатель во время концерта практически не ощущал разницы с оригиналом.
Часто зрители через трибьют приходят к оригиналу. К нам не раз после концерта подходили люди и рассказывали, что сначала они услышали нас ,им понравилась музыка ,и потом они уже стали слушать AC/DC. Лично для меня это дорогого стоит.
26 февраля 2011 г. случилось еще одно очень важное событие в жизни коллектива – группа играла часовой концерт с экс-барабанщиком AC/DC (c 1990 по 1995), непосредственным участником концертов в Castle of Donington (1991 г.) и Тушино (1992 г.) , одним из самых крутых роковых барабанщиков мира – Крисом Слэйдом.
Перед репетицией с ним я еще раз просмотрел LIVE AT DONINGTON . Жизнь все-таки преподносит иногда совсем неожиданные сюрпризы. Если б кто-то несколько лет назад сказал, что нам доведется играть концерт с самим Крисом Слэйдом , мы бы громко посмеялись.
С одной стороны это было очень клево, а с другой – крайне ответственно и волнительно. Мы не знали, что он за человек и как он оценит наш уровень. Первые две песни все настороженно присматривались друг к другу, ну а потом все пошло как по маслу. В конце репетиции было ощущение, что мы уже давно знакомы и играем вместе не первый раз. Крис оказался очень открытым, интеллигентным человеком. Во всей мировой музыкальной тусовке его очень уважают и считают «настоящим рок-н-рольщиком».
Концерт был незабываемым, народ колбасился не по-детски. В то время мы еще не знали , что в течение года будем играть с Крисом еще не раз и даже получим от него предложение на эксклюзивные совместные концерты в будущем. За это время мы очень подружились. Крис в интервью неоднократно отмечал высокий профессиональный уровень «EASY DIZZY».
Из интервью журналу CLASSIC ROCK:
«Я в восторге! Парни – настоящие профи! Надеялся , конечно , что будет неплохо , но не ожидал , что будет ТАК круто ! Они все глубоко в материале , они виртуозны , полны драйва и легко импровизируют. Играть с ними легко и в кайф. Я, если честно, поражен их уровнем .»
Мы очень дорожим мнением этого музыканта.
Не за долго до приезда Криса группа в очередной раз решала кадровые вопросы. После ухода Алексея Хабарова место ритм-гитариста (бэк-вокалиста) занял Андрей Ерохин. Андрей довольно быстро освоил свои партии и занял свое место в составе Easy Dizzy.
В ходе первого визита Криса Слэйда я попросил своего хорошего знакомого, барабанщика Сергея Сметанина помочь нам в качестве переводчика и техника. Сергей, будучи большим поклонником AC/DC, с радостью согласился. Они быстро нашли общий язык.
Позже, на репетиции мы попробовали поиграть с Серегой, и с тех пор он стал членом команды. И Крис, во время второго визита, очень порадовался этому.
Летом 2012 года из-за некоторых обстоятельств, группе пришлось расстаться с Игорем Голицыным, одним из тех, кто был в составе с самого начала. Вместо него в состав был принят Андрей Кузьмичёв.
И так с июля 2012 г. состав гр. Easy Dizzy таков:
Андрей Соколов – вокал
Максим Ширшаков – лидер гитара
Андрей Ерохин – ритм гитара, бэк вокал
Андрей Кузьмичёв – бас гитара, бэк вокал
Сергей Сметанин – барабаны, бэк вокал
На сегодняшний день полный сет-лист группы включает в себя 35 композиций AC/DC разных лет преимущественно в концертных версиях.
Мы так же благодарим наших друзей и знакомых, на помощь которых всегда можем рассчитывать : Ягупова Игоря, Авидона Сергея, Чиркину Анастасию, Кузнецова Александра, Гусейнова Михаила, Некрасова Николая, Сандлера Игоря, Ивановича Алексея, Стуклова Дмитрия, Талашова Дмитрия и др.