Интервью с Филом Карсоном, который подписал контракт с AC/DC на Atlantic

AC/DC Atlantic
AC/DC Atlantic

Журнал Classic Rock взял большое интервью у Фила Карсона, человека, который подписал AC/DC на лейбл Atlantic Records. Он сыграл большую роль в карьере группы. Карсон рассказал журналу, как он начал работать с AC/DC, что было, когда умер Бон Скотт и какое решение в карьере великой рок-группы было худшим. Мы перевели интервью для вас.

– Сейчас это кажется глупым вопросом, но почему вы тогда подписали AC/DC?

Ответить просто? Я думаю, что они были отличной рок-н-ролльной группой.

– Когда вы заключили контракт в 1975 году, на какой должности вы были в Atlantic Records?

Я был исполнительным вице-президентом, ответственным за мир за пределами Америки. Я начал в Atlantic в 1969 году как лейбл-менеджер в Великобритании. Вскоре после этого я стал генеральным менеджером по Европе, а затем – исполнительным вице-президентом, отвечающим за международный A&R (поиск перспективных музыкантов, – прим. AC/DC Fanclub). К тому моменту я уже подписал Yes, от которых Atlantic сначала отказались, но мне удалось их вернуть. Так что у меня был небольшой послужной список.

– Однажды вы описали вклад Atlantic в AC/DC как «самую прибыльную сделку в истории музыкального бизнеса». Можете об этом поподробнее?

Речь о контракте на 15 альбомов. Обычно подписывают бумаги на четыре или пять альбомов за пять лет. Но я думал: «Эти парни умеют продавать записи».

– Было ли тогда чувство, что все это похоже на авантюру?

Ну, в то время президентом Atlantic в Америке был Джерри Гринберг, а я не подписывал никого без его участия. И хотя такие полномочия у меня были, я просто так не поступал. Дело в том, что если ты подписал кого-нибудь в Англии, а главе компании в Америки он не нравится, то он не будет с этим работать. Так что я всегда соглашался с Джерри.

Но в этом случае он был в отпуске, так что я подумал, что стоит заключить контракт, на который он не будет жаловаться. Я оформил сделку на 25 тыс. долларов за альбом, как минимум по альбому в год с возможными изменениями. Из этого следует, что я заключил контракт за 25 тыс. долларов с AC/DC, который дал нам права на 15 альбомов.

– Вау.

Да. Вау.

– В 1976 году когда High Voltage, первый альбом группы для Atlantic, стал хитом, вы подвергали сомнению разумность своего решения?

Абсолютно нет. Если вы хоть раз видели группу тогда, ни у кого бы не было вопросов. К сожалению, люди в отделе A&R в Atlantic в Америке не были заинтересованы в группе, и High Voltage, который я собрал из первых двух австралийских альбомов, был не очень успешным.

Еще хуже было со следующим альбомом, Dirty Deeds Done Dirt Cheap, который, как известно, Atlantic отказалась выпускать в США. Им правда не понравилась эта запись. Они думали, что она не сможет стать хитом. Так что Atlantic отказалась от нее – по факту, отказавшись от AC/DC.

High Voltage

– И что потом?

Я пришел к Несухи Эртегюну, который тогда был главой Atlantic в Европе. Я сказал: «Слушай, мы не можем сделать, чтобы все было так». Он согласился, и мне удалось обеспечить контракт с AC/DC. Но Dirty Deeds в Америке выпустили лишь спустя много лет.

– Вы сказали, что были уверены, что группа сможет продать много записей. Но в музыкальном бизнесе за каждой историей успеха есть миллион неудач.

Конечно. Было много групп, которые играли отличный рок-н-ролл и которые продали сотню тысяч альбомов по всему миру. Но я всегда верил, что AC/DC смогут пойти дальше. Я думал, что у них есть несколько отличных песен и что у них отличная публика. У меня правда было чувство, что эта группа сможет чего-то добиться. Но я совру, если скажу, что думал, что однажды они станут крупнейшей группой в мире.

– Сначала у AC/DC было все хорошо в Австралии, а к 1978 году у них было три хитовых альбома в Великобритании, Let There Be Rock, Powerage и лайв If You Want Blood You’ve Got It. Как вы думаете, когда Atlantic Records в Америке начала верить в группу?

Когда лайв-альбом стал золотым, в Америке вдруг начали интересоваться, в духе, «ну, может быть, у нас есть что-то там». Затем последовал Highway To Hell, который был отличным альбомом с отличными песнями, вот тогда и возник настоящий интерес.

– Highway To Hell, вышедший в 1979 году, стал первой записью с продюсером Маттом Лангом. Должно быть, это было сложно для Малькольма и Ангуса Янга уйти от верной команды продюсеров, старшего брата Джорджа Янга и его партнера Гарри Ванды. Было ли это решением, в котором вы непосредственно участвовали?

За творческое направление отвечали Малькольм и Ангус. Но и мы как рекорд-лейбл имели влияние. К тому времени Джерри Гринберг активно интересовался AC/DC, и это он убедил их сотрудничать с Маттом Лангом.

– Решение точно стало оправданным, когда Highway To Hell стал первым альбомом группы с миллионом продаж.

Да, конечно. Матт значительно повлиял на звук группы на этом альбоме.

– К сожалению, альбом стал последним для AC/DC с Боном Скоттом. Вы помните, где вы были, когда услышали о его смерти?

Я был рядом с Питером Меншем (на тот момент – менеджер AC/DC). Мы были на встрече в Нью-Йорке, обратно в Лондон летели из аэропорта им. Кеннеди и узнали об этом прямо на стойке регистрации. Смерть Бона в отчете коронера объясняли «острым алкогольным отравлением».

– Был ли у вас когда-нибудь страх, что такое может произойти?

Ну, он был парнем, которому нравилось пить. Но таких много. Я никогда не думал, что все закончится так, правда не думал.

– Сразу после этого вы подумали, что группа перестанет существовать из-за смерти Бона?

Я знал, что это был сокрушительный момент для группы. Бон Скотт был воплощением рок-н-ролла: отличный голос, отличный образ. Он был потрясающим вокалистом. Заменить его было бы невероятно сложно. Но к счастью они смогли найти нужного человека.

День рождения Бона Скотта

– Вы слышали о Брайане Джонсоне до того, как он попал в AC/DC?

Брайана знал через группу Geordie. Я также знал, что Бон говорил Ангусу: «Если что-то со мной случится, это ваш парень».

– Вы когда-нибудь видели репетицию Брайана с группой или слышали новый материал, прежде чем они отправились в Нассау на Багамах для записи Back In Black?

– Нет, я не трогал их. Я знал, что они с Брайаном, и чувствовал, что он им подходит. К тому же Матт надежно контролировал процесс записи, а мы все ему доверяли. Первое, что я услышал с Back In Black, были сырые миксы, которые они привезли в Англию.

– Какое было первое впечатление?

Подумал, что это будет масштабный альбом и большой шаг вперед для AC/DC. Честно, по вашему мнению, насколько большим должен был стать этот альбом? У меня никогда не было мысли, что он станет настолько огромным. Я думал, что будет продано 2-3 миллиона копий. Но он сорвал куш.

Не стоит забывать, что в тот момент в индустрии были отличные продажи и много отличных групп выиграли от этого – The Rolling Stones, Foreigner. В тот момент интерес к отличному року был на пике. Рок был тем, что хотели американские дети, и если тебя активно крутили на радио, что могло случиться и с песнями с Back In Black, то тебя ждет успех. Это был большой момент для нас.

– Благодаря чему Брайан стал идеальным вокалистом для AC/DC?

Он подходил по всем параметрам. У него нужный голос, нужный внешний вид. Роберт Плант не мог быть в AC/DC, он просто бы не смотрелся. А еще Брайан отличный автор песен. Если бы его строки пел кто-то другой, это выглядело бы несуразно, а он смог найти контакт с публикой.

– И ему удалось получить связь с фанатами AC/DC, не пытаясь при этом копировать Бона.

Точно. Он не пытался быть Боном. У него своя личность, и слушатели хорошо приняли его.

– Как Матт Ланг повлиял на успех Back In Black?

О, удивительно. Этот парень делает песни невероятным образом. И не стоит забывать вклад рекорд-лейбла. Мы прошли большой путь со времен, когда Dirty Deeds был отклонен. Когда группа удивляет таким произведением искусства, как Back In Black, все начинают поддерживать ее.

Back In Black
Винил из коллекции президента российского фан-клуба AC/DC

– Во время вашей работы в Atlantic вы также сотрудничали с Led Zeppelin, которые распались в 1980 году после смерти барабанщика Джона Бонэма.

В это же время Back In Black только начинал превращаться в хит. То, что Atlantic потеряли с Led Zeppelin, крупнейшей рок-группой в мире, они нашли снова с AC/DC. Я никогда в действительности об этом не думал прежде. Это немного странно, но в то время я был слишком занят, пытаясь наладить эту связь. Больше всего я был рад, что они продолжили все с Брайаном и Back In Black.

– Был и другой странный поворот в истории, когда успех Back In Black заставил Atlantic запоздало выпустить Dirty Deeds в Америке в 1981 году.

К тому времени было продано пять или шесть миллионов копий Back In Black, а новым президентом Atlantic вместе Джерри Гринберга стал Даг Моррис. Даг внезапно выяснил, что есть один альбом AC/DC, который не был выпущен. Помню, как он вызвал меня и сказал: «Мы должны выпустить Dirty Deeds!» Но я думал, что это самая тупая идея на свете – в момент, когда есть мощный альбом с Брайаном Джонсоном на вокале, выпустить старую пластинку с Боном Скоттом.

– Вы сказали это Дагу Моррису?

Да. Его мнение было таким: «Если мы выпустим этот альбом, продадим два миллиона копий». Я помню, что ответил ему: «Ты абсолютно прав, Даг. Его купят два миллиона человек. Но это приведет к тому, что рост продаж снизится». Именно это и случилось. Это была ситуация, когда жадность рекорд-лейбла взяла верх. Я думаю, что релиз Dirty Deeds негативно сказался на AC/DC. По-моему, это худшее решение для главы лейбла, который не отказался от контракта с The Beatles (шутка про Дика Роу, продюсера, отказавшегося работать с «битлами» в начале их карьеры, – прим. AC/DC Fanclub).

– Настоящее продолжение Back In Black, альбом 1981 года For Those About To Rock (We Salute You) стал номером один в США, а всего было продано четыре миллиона копий.

For Those About To Rock была хорошей записью, очень хорошей. Но у AC/DC нет альбома, который продавался бы со схожими результатами, как Back In Black.

– Ангус Янг называл Back In Black «нашим трибьютом Бону». У вас такое же мнение?

Абсолютно. Я думаю, что альбом был отличной данью памяти Бону. Бон и Брайан в какой-то степени похожи по голосу, так что звук AC/DC улучшился, а не наоборот. Бон помог выстроить основу для великой записи.

– И то, чего группа достигла с Back In Black, определенно величайшее возвращение в истории рок-н-ролла.

У меня нет никаких сомнений в этом. Это величайший камбек, что когда-либо случался.