Дмитрий Бравый давно известен отечественным любителям рок-музыки. Журналист, переводчик-энтузиаст, любитель качественной музыки с многолетним стажем, автор книги о Slayer и, что для нас главное, автор книги “AC/DC: Настоящий Рок-н-Ролл” об истории легендарной группы, которую Дмитрий закончит к лету 2017 года. Он любезно согласился поговорить с нами о своей любви к DC и поделился подробностями своей грядущей книги, которая станет самым подробным и информативным материалом об AC/DC не только в России, но и во всем мире.
ACDCFans: Для начала хочу спросить о том, как ты познакомился с творчеством группы? Я читал, что это было почти тридцать лет назад.
Дмитрий Бравый: Вероятно, в 1983. Увидел фото альбомов и концертное фото Энгуса в каком-то японском каталоге пластинок. Но истинный отсчет веду с мая 1984, когда активно начал слушать альбом For Those (For Those About To Rock (We Salute You) — примечание ACDCFans) и последующие диски, старые и новые.
Тогда же в 1983 услышал песню Let There Be Rock на каком-то иностранном сборнике на виниловой пластинке, причем версия была урезанная.
То есть, в первую очередь зацепил именно образ группы?
Запомнилось странное название, смысл которого не знал и не понимал. Образ Энгуса на сцене, голый торс, мокрые волосы, огромный, по сравнению с его фигурой, сценический монитор. Согбенные плечи, лоснящиеся потом. От фото веяло какой-то запредельной энергией. Я был покорен. Примерно так. Да, и обложка концертника If You Want Blood (If You Want Blood You’ve Got It — прим. ACDCFans). Гитара в теле Энга и заговорщическое лицо Бона, из-за плеча гитариста словно говорящего в микрофон: “Не ссы, это не больно. Сам пробовал”.
А за эти годы менялись твои предпочтения в любимом альбоме группы? Если ты вообще можешь поставить какую-то пластинку отдельно от остальных.
Чаще слушаю в последние годы Powerage. Трудно объяснить, почему. Один из критиков назвал этот по сути безхитовый диск “Сержантом Пеппером от AC/DC” (имеется в виду альбом Битлз Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band, считающийся одним из лучших в истории — прим. ACDCFans). И в чем-то он прав. Но это понимание не лежит на поверхности, это внутри, внутри этих дорожек. Прекрасная работа со звуком, когда продюсеры пластинки и инженер записи умудрились вырвать из парней по-настоящему живой звук. Сырой, непричесанный, рыхлый, “хрустящий”, как его называют западные критики. Этот альбом для меня во многом воплощает ритм-энд-блюз, когда ритм в “красном углу”, а блюз — это “вишенка на торте” от Энгуса, самого рационального, в контексте песни, соло-гитариста мира.
А удалось услышать группу вживую?
Конечно. 28.09.91, Тушино, Москва.
Есть ли какие-нибудь особенные воспоминания с концерта?
Есть. Самый конец. Когда все уже отгремело. Я шел по полю и видел меленькие осколки чего-то пластикового, и понимал, что это оболочка от пиротехники, от пушечной канонады в песне For Those.
Какой-нибудь концерт после этого смог по эмоциям его превзойти?
Да, Judas Priest в 2005. Но это скорее эмоции от вокала Роба Хэлфорда в живую. Что-то другое, с AC/DC не сравнимое, но столь же сильное эмоционально. Потрясение от вопроса самому себе: “Как вообще так можно петь?”. А Тушино… Это просто встреча со “старым другом”, которого знал и любил много лет, и вот он сам пришел к тебе. Я даже оставил свое лицо в одном из кадров DVD “Монстры в Москве”, посвященного тушинскому фестивалю. Так уж вышло, что операторы “шмыгали” в толпе.
Большая часть твоих материалов и статей посвящена рок-легендам и уже сложившимся классикам. А из молодых групп есть кого отметить?
The 69 Eyes, Tiamat, хотя они не молоды. Сравнительно не молоды. Они начинали карьеру в 1989-90. Из совсем новых, Blues Pills очень хороши. Истинное воплощение классического блюза под современным глянцевым гарниром.
Из тех, кто в последнее время разогревал AC/DC в их турах, никто не понравился? Vintage Trouble или Tyler Bryant & The Shakedown, совсем молодые ребята.
Tyler Bryant & The Shakedown блистательны. И это тот редкий случай, когда природа на детях не отдыхает. Один из гитаристов этой группы — сын гитариста Aerosmith, но он очень скромный парень с большим талантом.
Для своей первой книги ты выбрал Slayer. Причиной для этого послужила лишь любовь к группе или недовольство другими книгами про группу?
Любовь к группе, но это не был определяющий фактор. Сначала были главы по две странички для журнала Rock Cor, и о книге я даже не думал. Журнальная версия повествования тянулась “по чайной ложке”. Мой однокурсник, фанат Slayer и человек достаточно финансово свободный, предложил дописать историю в сжатые сроки и выпустить книгой. Ему было утомительно ждать те две страницы в каждом номере Rock Cor. Идея мне понравилась и книга была готова. Но это совпало еще и с тем фактом, что на русском о Slayer никаких книг до этого не выпускалось. На сегодня почти весь тираж распродан, минуя “Буквоеды” и прочие крупные книжные сети. За три года все разошлось, безусловно, это победа.
Западные книги о Slayer, которых я читал две, от Макайвера и от Фенриса, грешат мнением автора. Особенно у уважаемого англичанина Джоэля Макайвера. Мои книги лишены авторской оценки, мнение лишь обозначено для того, чтобы читатель сам нашел верное для себя восприятие музыки и лирики.
В комментариях к закрепленному у тебя во “ВКонтакте” посту ты неоднократно говорил о том, что твоя книга о AC/DC будет самой полной среди всех имеющихся на данный момент, что небезосновательно. Понятно, что сейчас ты еще даже ее не дописал, но хочу спросить, нет ли каких-то мыслей о переводе книги на английский язык? Или ты такой вариант не рассматриваешь вообще?
Так как моя книга, я говорю сейчас не как автор, а как здраво мыслящий поклонник, прочитавший более десяти книг об этой группе, будет самой лучшей и информативной в мире, то английский перевод — это лучшее решение. Тем более Майк Фрейзер, инженер альбомов AC/DC с 1990 года, с которым я общался по переписке, сказал, что мог бы попробовать найти издателя и переводчика в Канаде, где он проживает. Конечно, это почти шутка. Но он сказал так не на пустом месте. Он был искренне поражен и озадачен моими глубокими вопросами о студийной работе коллектива.
О, это хорошие новости. Как раз я хотел спросить про Фрейзера, легко ли было вообще с ним связаться?
Я, совершенно не надеясь на ответ, послал запрос с его официальной страницы. Он откликнулся, выразил готовность ответить на вопросы. Но прочитав первые вопросы от меня, написал, что не готов отвечать, что ему нужно подтверждение менеджмента или кого-то из ближнего круга группы. Но буквально сразу же после этого пришел ответ, без объяснений, на первый блок вопросов. У меня сложилось стойкое мнение, что Майк — очень честный, открытый и порядочный человек. Что в переписке со мной подтвердил еще один биограф AC/DC, австралиец Джеси Финк, автор книги “Янги, создавшие AC/DC”.
Ты спрашивал у Фрейзера что-нибудь особенно полезное для создания книги или просто консультировался по каким-то вопросам? Если не секрет.
Я спрашивал его о работе с Джонсоном как инженера записи его сторонних проектов, в которых сам Джоно выступал в качестве продюсера.
Вообще со многими людьми приходится общаться при создании книги или в основном использовалась информация из уже имеющихся источников?
Специфика AC/DC такова, что они напрямую ни с кем и никогда не общаются. Поэтому те редкие люди, пожелавшие говорить о группе, это большая удача для меня.
Да, необщительность DC всем известна.
Я пытаюсь объяснить это во вступлении к своей книги. Скорее обозначить это как непреложный факт.
Ты в комментариях на странице во “ВКонтакте” говорил о том, что после книги о AC/DC ты не собираешься больше писать объемных материалов. Это связано с тем, что книга про Slayer и нынешняя сложились спонтанно или с другими причинами?
Это связано с тем, что я не обладаю достаточной информацией по той или иной группе для уникальной книги. Но это вторично. Первично другое. К сожалению, те группы, о которых я хотел бы написать, хотя об этом и не думал всерьез, имеют настолько ограниченный круг фанатов, что продать книгу тиражом, например, 1000 штук практически нереально. Проще говоря, у нас легко продать сто первую книгу о Deep Purple, но практически невозможно продать книгу о Overkill, например.
А в “Настоящем Рок-н-Ролле” будут какие-то сведения, которых еще нигде не было? Какой-нибудь эксклюзив для российских фанов?
Да, это Фрейзер, немного подробностей о студийной работе. Это воспоминания барабанщика Cheap Trick о Боне Скотте. Совсем немного, чуть-чуть, но все же. Эксклюзив для фанатов огромен, потому что почти никто из фанатов группы не обладает тем массивом информации (более 400 интервью, например) собранных мной за период c 1984 по 2016 год.
И, конечно, не все прочитали столько книг об AC/DC, прочитали и осмыслили. Книги от жены Бона и его любовницы, книги от неофициальных и опальных биографов группы. Ни один из биографов не является официальным. Это нормально, когда мы говорим об AC/DC, сложном и закрытом механизме, живущем по своим законам.
Хочу затронуть тему существования AC/DC в этом году. В последнее время в группе произошло много перемен в связи с различными событиями. По-твоему, правильным ли было решение взять в качестве временного вокалиста Эксла Роуза (голос Guns N’ Roses — прим. ACDCFans)? Как тебе концерты с ним?
Решение спорное по сути, но правильное по итогам. Мне версия AC/DC с Роузом нравится. Это лучшее решение, принятое менеджментом группы в данных условиях, когда над ними висели обязательства отработать текущий тур.
А другие кандидаты могли быть? Не в плане того, с кем группе было бы выгоднее доиграть тур, а по звуку, кто идеально бы подошел?
Мое мнение ничего не значит. Это как спросить школьника Васю Пупкина о том, кто лучше на замену Обамы — Трамп или Хилари Клитор. Клинтон, простите.
Ну все-таки интересно мнение человека, который пишет самую подробную книгу о группе и который слушает ее не первый год.
Дело в том, что кого бы я из известных или мало известных вокалистов не назвал, в итоге выберут самого неизвестного. Фантазировать об идеальном сочетании можно бесконечно, впрочем, фанаты сделали это давно за меня. Есть несколько человек, в силу природного дара обладающих тембром и силой голоса, способной конкурировать или сравниться с Боном или Брайаном. Но группа, вернее Энгус и Джордж Янг, выбрали бы или выберут самого неизвестного в России певца. Неизвестного для нас, азиатов. Я сейчас о нашей территории, а не о национальности.
И последний вопрос. Тур закончился, Клифф ушел, что же будет дальше, Rock или Bust? Стоит ли продолжать группе играть? Опять-таки спрашиваю личное мнение.
Группа продолжит играть. Ибо карьера заканчивается только со смертью артиста. Это бездоказательно, это доказано жизнью. Как можно уничтожить бренд “Пепси-Кола”? Взорвать все производства мира? Вот также ничего нельзя сделать с брендом AC/DC, пока жив главный персонаж — Энгус МакКинон Янг.