Со стены смотрят Дэвид Ковердэйл и Ангус Янг, на полке красуются банки из-под пива с символикой ACDC, вышедшие ограниченным тиражом в октябре 2012 года, а полки забиты дисками и редчайшим винилом. В квартире московского коллекционера Чуйкова Алексея Борисовича невозможно не уловить сильнейшую рок-энергетику. То ли виноваты пристальные взгляды звезд мировой рок-арены, взирающие с картин, то ли все дело в фигуре самого хозяина.
«Забивай, значит, Geiselwind Fanmeeting AC/DC – это официальный фанатский сайт», – говорит Алексей Борисович, всматриваясь в экран.
Алексей Борисович – преданный поклонник творчества рок- группы AC/DC. Роккульт.ру побывали в гостях у конкретного меломана и коллекционера со стажем, и, главное, узнали о масштабных планах официального открытия фан-клуба AC/DC в России!
Когда вы начали заниматься коллекционированием?
Дело совсем не в коллекционировании. Дело в самих АС/DС. Я начал слушать их музыку с 1976 года, с 14 лет. Вообще люблю рок-музыку, хард-рок, в основном, но в 80х понял, что AC/DC – это то, что приходится по душе больше всего остального. Первый раз попал на их концерт 27 сентября 1991го года в Тушино. Это был фестиваль «Monster of Rock», на котором выступили настоящие звезды – AC/DC, Metallica, Pantera, Black Crowes.(прим.: первый концерт AC/DC в СССР). По неофициальным источникам, там присутствовало около миллиона человек вместо официально указанных 500 тысяч. Даже есть интервью с Брайаном Джонсоном, фронтменом AC/DC, где он сообщил, что именно этот концерт вошел в его личную книгу рекордов Гиннесса, как один из самых крутых. Этот лайв произвел на меня неизгладимое впечатление, которое впоследствии перерасло в бешеное фанатское чувство. И после этого события я начал серьезно увлекаться, скупать CD, (винил я покупал еще с 1980 года). Кроме концерта в Тушино в 1991 году, я был на концерте AC/DC в Дюссельдорфе 7 марта 2009 года, 18 мая 2009 года в Гельзенкирхене и 22 июня 2010 года в Берлине. Это был предпоследний концерт тура в поддержку Black Ice.
Какую первую пластинку купили?
«Back in Black» 80-го года, разумеется.
Сколько единиц в коллекции?
Если говорить только про AC/DC, то примерные цифры – 200-250 позиций, из них более сотни редких винтажных пластинок, выпущенных ограниченным тиражом), 25 редких DVD. Из прикольных и раритетных вещей могу выделить билет, значок и диск, подписанный 1980м годом. Его добыл английский коллекционер, а у него перекупил мой агент (бывший советский фарцовщик, ныне проживающий в Лондоне), который уже 40 лет занимается продажей винила. В советские годы все пластинки доставались контрабандным путем, цены доходили до 100 рублей за единицу товара. Вообще, в коллекции около 500 позиций.
Расскажите о местах, где вы достаете такие уникальные вещи.
Я часто езжу заграницу, посещаю не только традиционные магазины грамзаписи, но и блошиные рынки. Частенько посещаю крупные мировые выставки. Последняя моя поездка – это Амстердам в апреле 2012. Недавно проспал самолет и не полетел… В Амстердаме собирается всемирная выставка, приезжают коллекционеры со всего мира, которые собирают различные вещи, связанные с рок-музыкой: автографы, винил, DVD, CD, значки, сувенирную продукцию. Это масштабное мероприятие большого размаха, там играют профессиональные музыканты, устраиваются автограф-сессии.
А в Москве подобные темы есть?
Да, на Горбушке собираются. В Доме Художника, что на Парке Культуры. Но там скучно, материал убитый и втрое завышены ценники. Самые хорошие – это блошиные рынки в Германии. Там всплывают такие вещи!
В вашей коллекции есть какие-то необычные вещи, которую вы выделяете среди остальных позиций?
Каждая вещь для меня дорога, сложно выделить что-то конкретное. В основном, конечно, это покупные вещи, а не подарки. Есть категория людей, которые занимаются этим из соображений бизнеса, скупают винил и продают его со своей выгодой. Я же это делаю для себя. Есть такой отстойный материал, который лежит в коробках и покрывается пылью. У меня есть разные пластинки, купленные за 400 евро и за 2евро, но дело не в цене, а в уникальности. Редко случается, когда люди продают подобные вещи – с таким никто не расстается. Понимаешь, это куплено в Те годы, в То время. У них, наверное, тяжелое материальное положение, раз они так поступают. Был такой случай. Мы купили одну пластинку 1977 года, новую, запечатанную, даже надпись была: «дорогому сыну». Сынок вырос и, видимо, решил, что «зачем мне этот хлам, отнесу-ка в комиссионку». Там ее и выставили за 5 евро, откуда я ее выкупил. Приехав в Москву, показал людям: «Да такого не может быть, это Dirty Deeds Done Dirt Cheap родная!» Пластинка была завернута в целлофан, но все-таки новая. Предлагают продать за 200 евро, на что я отвечаю: «Ты че, дурак? Я купил ее за пять!». И таких вещей очень много. – У меня есть редкие материалы, – сказал Алексей Борисович, снимая со шкафа огромные коробки. Содержимое их заинтересовало с первой минуты разговора. Пыльные и нагруженные, они точно хранили что-то очень важное и весомое. Так и есть: фотографии, афиши, автографы уже лежали перед нами. Начинают мелькать страницы с программами концертов 76, 78,79, 80, 81, 82, 85, 86 года…
«Это все их туры, – не без гордости замечает Алексей Борисович, – вот еще 2001, 2008, 2009, 2010. Конечно, некоторых у меня нет, но большинство здесь. Посмотри, бумага пахнет историей. Понюхай».
Нюхаем – верим.
В конце толстенной папки открывается страница, на которой Алексей Борисович задерживает свой взгляд и, поднимая глаза, произносит: «Знаешь, чем эта программа ценна? Видишь автографы? Это Дэвид Ковердэйл (Whitesnake, Deep Purple). Сделан шариковой ручкой, представь себе! Ручкой шариковой, не было еще маркеров, это 81 год! А вот росписи Берни Марсдена (Whitesnake) и Джона Лорда (Deep Purple). Чувак, у которого я это купил, не знал этого и сначала мне не поверил. В итоге всего за 300 долларов отдал. То, что автографы 81го года, конечно, имеет значение. Это совсем не те автографы, которые они сейчас дают, это было 32 года назад».
Пролистывая каждый файл, Алексей Борисович своими комментариями описывал нам содержимое страниц: «Эта вещь очень ценная, я дорожу ей, одна из любимых. Потому что здесь не только AC/DC, а еще Whitesnake, которых я тоже очень люблю. Этот шарф с тура 81 и 91 года, эта очень редкая программа 81 года. А это с «Монстров рока» – Motley Crue, AC/DC, Van Halen, Ангус Янг – здесь ему 29 лет. И бац – автограф сразу после концерта».
После папок с раритетными документами и вещами на столе появляется книга.
– Ее мне подарил президент фанклуба AC/DC в Германии. – поясняет Алексей Борисович. Эта книга о фестивале Geiselwind 2012. Каждый новый фестиваль – новая книга. На обложке помещена фотография, сделанная со сцены сверху вниз, с которой машут в камеру улыбчивые люди. Их внешний вид сразу выдает их музыкальные пристрастия и причину, по которой они оказались в этом месте и на этой фотографии – любовь к ACDC.
Место действия Music Hall, Бавария. Фотокнига показывает, как президент фан-клуба Йорген жмет руку Алексею, подписывая подарочный экземпляр книги, счастливых людей, наслаждающихся общением, выпивающих немцев и итальянцев, англичан и шведов, а затем на странице появляется фотография хрупкой девушки с гитарой в руках.
– Прикинь, Алекса – единственная гитаристка в мире, играющая как Ангус Янг. Девчушке около 17 лет и она бывшая скрипачка, наверное, поэтому так легко освоила гитару. На 2-й день фестиваля во время завтрака мы перекинулись парой фраз, а на прощание она сказала: увидимся вечером! Никогда бы не подумал, что увижу ее на сцене. Я обалдел. Недаром её называют «Мисс Ангус Янг»! В 2013м группе AC/DC будет 40 лет. Точно кто-нибудь из участников будет! Обязательно поедем в октябре! Geiselwind – крутой фестиваль, там играют звезды. В феврале поедем в Дюссельдорф, но это фестиваль местного масштаба, в то время как Geiselwind – международное мероприятие, сюда приезжают шотландцы, англичане, французы, итальянцы, шведы. Сейчас фотки покажу. Это еще перед началом, все трезвые. Смотри, девочка вся обколота AC/DC. Кстати, у тебя есть татуировки? У меня ни одной, не считая детские. Это знаменитый фотограф Маттео Абруццо, который снял фотокнигу про тур 2008-2010 AC/DC.
Вы там затусовались неплохо, смотрю?
Да! Для всех было удивлением, что приехал крутой русский, да еще со своим фотографом и переводчиком. В конце вечера меня пригласили на сцену, как специального гостя. Многие думают, что в России еще СССР, живут старыми понятиями. Всех поразило то, что даже из России приехали люди. На второй день фестиваля была автограф сессия, продажа сувениров, значков и редких пластинок. Я там выцепил редкие вещи. Оба дня играли кавер-группы. Вот эта группа, – говорит он, указывая на фото, – играет только бонскотовские вещи (Бон Скотт – первый вокалист AC/DC, с 80-го года у микрофона уже Брайан Джонсон). Дело в том, что Джонсон поет фальцетом, а Бон Скотт пел тенором. Характерная хрипота в голосе – родная. Она появилась в связи с повреждением связок после аварии. А солист этой кавер-группы поет таким же голосом, как Бон! Внешность и харизма тоже похожи. Чтобы сыграть со сцены на этом фестивале, среди кавер-групп разыгрывается конкурс и взымается немаленький вступительный взнос. В России на сегодняшний день существует единственная официальная кавер-группа – Easy Dizzy, имеющая права от компании Universal на то, чтобы исполнять песни AC/DC со сцены. На дне рождении моем играли, кстати. В общем, – подводит итоги Алексей Борисович, – хорошо мы там зажгли.
В конце альбома забавная фотография, под которой можно подписать: три чувака с удивлением смотрят на крутого русского АБ в компании фотографа и переводчика.
Главный вопрос, который волнует многих людей, которые прокачаны такой темой, как ACDC: каким вы видите развитие фан-клуба AC/DC в России?
Открытие официального фан-клуба АС/DC в России ожидается в феврале 2013 года.
Глобальные и масштабные, что сказать. Есть много обеспеченных людей, которые готовы посещать мероприятия за рубежом, но в России это происходит на низком организационном уровне и заканчивается банальной пьянкой. Многая молодежь приходит на концерты кавер-групп и толком не понимает, что слушает. Их затягивает драйв, атмосфера. Когда же начинаешь с ними разговаривать, оказывается, их любимый исполнитель – Стас Михайлов. Абсолютно нелепые ответы. На Западе люди живо интересуются, вся организация имеет более глобальный подход. Я был поражен, как Geiselwind собирает под свое крыло фанатично преданных людей разных профессий. Кстати, знаешь, почему AC/DC любят ездить в Германию? Там самые преданные фанаты.
У вас есть сейчас какие-нибудь творческие проекты?
В молодости играл в группе, репетировали в Доме Пионеров в Перово. Мне было лет 15, у мамы даже фотографии сохранились. После поступления на медицинский факультет, музицирование закончилось, нужно было учиться. По образованию я врач, но по специальности работать не стал – занялся бизнесом. Когда Горбачев благословил кооперативное движение, я открыл один из первых кооперативов.
Виниловые диски?
Нет, зачем? Сначала был бизнес, потом уже винил. Когда мой близкий друг подарил мне виниловый проигрыватель, то пошло-поехало.
Еще один вопрос, заданный под впечатлением от размаха коллекции:
Представляете, если вам это все распродать?
Ответ Алексея Борисовича был полон негодования и непонимания, откуда такие мысли вообще берутся в головах людей: «Зачем? Зачем? Я это не продам никогда. И своему сыну завещаю, создам свою династию».
Каковы ваши прогнозы на будущее AC/DC? Когда можно будет ждать выхода их нового альбома?
Брайан Джонсон пишет в Твиттере группы, что альбом-то они пишут, а концертная деятельность, в связи с состоянием здоровья Ангуса Янга, ограничится выступлением на нескольких крупных рок-фестивалях. Там они и отметят сорокалетний юбилей AC/DC.
Есть ли шансы затащить их в Россию?
Нет, сюда они точно не поедут. Во-первых, ценник (они просят по пять миллионов евро за концерт), а во-вторых, из соображений безопасности. Это мое субъективное мнение на основе анализа сложившейся ситуации.
Вы же нередко общаетесь с Крисом Слейдом, говорил ли он что-нибудь на сей счет?
Ну да, Крис Слейд, интеллигентный человек, англичанин, был весьма немногословен, и никакой конкретики на эту тему от него не последовало. Больше мы обсуждаем время, когда он был участником группы – все-таки Крис пять лет там проработал.
Какова может быть реакция участников AC/DC(как нынешних, так и бывших) на открытие первого их официального российского фан-клуба?
Однозначно положительная. Это же развитие их культуры. На церемонии открытия клуба не исключено присутствие Криса Слейда, Марка Эванса или Саймона Райта (он нередко был здесь с Dio Disciples). Слейд с Райтом, кстати, являются друзьями.
Что вы думаете о более молодых исполнителях?
Ну… Я слушаю только определенную музыку, молодых групп я не понимаю.
А что касается, допустим, таких прямых последователей AC/DC, как австралийцы Airbourne?
Я даже не знаю, кто это такие, я же говорил, что слушаю старую школу. Из последнего мне очень нравится Дуги Уайт (солист Rainbow), сольники Джо Линн Тернера, Whitesnake…
Какой могла бы быть судьба группы, если бы не смерть Бона Скотта?
Эра Бона Скотта мне нравится больше – у него мне нравятся все альбомы, а у Брайана – лишь два (Back In Black и Razor’s Edge). В том же Black Ice лишь две более-менее нормальных вещи, а те (скоттовские) – сплошь хитовые.
Культура крупных международных рок-фестивалей в России. Каковы перспективы таких фестов, как Кубана, Максидром и др.?
У нас очень слаба организационная часть. Чтобы пригласить хороших артистов, надо обеспечить соответствующие гарантии, а люди тяжело расстаются с деньгами. Вот и едет сюда второй-третий сорт… Кубана и Максидром? Я даже не знаю, что это такое, не слушаю такую музыку.
AC/DC и СССР. Каково было быть поклонником AC/DC, живущим в Советском Союзе?
Это было круто, но… Моя жена родом из Сибири, и её отец много лет работал в органах, в частности – в ОБХСС. В восьмидесятые годы проходили рейды именно по «АЭсДэЭсЭс» – именно так их тогда называли в официальных документах – по изъятию этой продукции. Отношение партийных органов, милиции к рок-музыке было очень негативным. Он (отец моей жены) сам мне об этом рассказывал.
Будет ли фан-клуб оказывать какую-либо поддержку не только кавер-группам, но и коллективам, работающем в том же жанре, что и AC/DC, исполняющим собственный материал?
Нет. Клуб же узкой направленности, у нас есть группа Easy Dizzy, я, как человек, имеющий неслучайное отношение к музыке, много лет играющий на гитаре, считаю, что они – коллектив очень достойного уровня. Крис Слейд приезжал играть с ними – он же не будет с лохами играть?
Будь у вас возможность собрать супергруппу вашей мечты, каких бы музыкантов вы туда позвали?
Я даже не думал об этом… Крис Слейд за барабанами, Ангус и Малькольм, естественно, на гитарах. Бон Скотт – солист…
На басу, наверное Уильямс?
Конечно же. Хотя вот в Red Hot Chili Peppers тоже басист очень сильный.
Как вы относитесь к каверам на AC/DC в исполнении групп совершенно других жанров? К примеру, Motorhead, Exodus, Marilyn Manson?
Такую музыку я не люблю, она очень жесткая. Там совершенно другая тематика, музыка.
Существует такой death-металлический коллектив Six Feet Under, в их дискографии есть полностью перезаписанный альбом Back In Black.
Многие играют Back In Black, как трибьют группе, в том числе и группа, которую ты назвал. Но все равно не то.
Постоянство в звучании на протяжении многих лет или эксперименты?
Конечно же, постоянство.